Внутренние школы кэмпо

Наиболее известны 3 «внутренние» школы кэмпо, возникшие на основе теории и практики даосов: «тайцзи-цюань» (кулак великого предела), «багуа-цюань» (кулак восьми триграмм), «синьи-цюань» (кулак разума-Воли). Первоисточник их (и также ряда других школ этого направления) — «благородное оружие» Чжан Сань-фэна. Самое большое распространение во всем мире получила система «тайцзи-цюань», которой только в КНР занимаются свыше 300 миллионов человек! Правда, сейчас они это делают ради укрепления здоровья, тогда как в старину тайцзи-цюань являлось преимущественно системой самозащиты.

В соответствии с воззрениями Хуа То, Гэ Хуна и Чжан Сань-фэна все движения в «тайцзи-цюань» осуществляются в пределах естественного круга биомеханических и моторных возможностей человеческого тела. Поэтому для данной школы характерны плавные, относительно медленные, непрерывные, как бы «округлые», ритмичные и грациозные движения. «Тайцзи цюань» часто называют «даосской йогой», «йогой в движении», «динамической йогой». Это не случайно, так как исходные принципы обеих систем схожи: 1) положения тела сменяются в строго определенном порядке; 2) дыхание осуществляется не грудью, а животом, причем его ритм определяется характером позы; 3) сознание сосредоточено на пульсации в организме внутренней энергии; 4) мышечные зажимы и психическое напряжение, что особенно важно, последовательно устраняются.

Один из величайших мастеров «тайцзи-цюань» Ян Чэн-фу (1883—1936) утверждал, что «главная тайна «тайцзи-цюань» — это расслабление». А теоретики хатха-йоги заявляют, что «постоянное расслабление сознания, дыхания и тела — вот единственный секрет и главное правило йоги». Существует формула: тайцзи цюань — это покой в движении и движение в покое. Смысл ее в том, что чем мягче, спокойнее и «отстранение» выполняются упражнения, тем глубже во время их исполнения человек «погружается в себя». Иными словами, полностью погружаясь непосредственно в сам акт действия, человек все внимание сосредоточивает на нем, как бы «растворяет» свое «я» в самом процессе движения. Это «растворение», «погружение», «уход в себя» есть, по сути дела, медитация в движении.

Идеальное состояние психики, к которому должна приводить в итоге практика «тайцзи-цюань»,— это состояние полной внутренней гармонии, ощущаемое человеком как упоение, как блаженство души и тела, как счастье, переживаемое здесь и сейчас.
Таким образом, за сотни лет своего существования тайцзи-цюань утратило свою ярко выраженную боевую сущность и стало преимущественно оздоровительной системой. Особенно большой вклад в подобное преобразование внес дед Ян Чэн-фу — Ян Лу-чань (1799— 1872), который был великим мастером многих видов воинских искусств. Именно он исключил прыжки, резкие повороты, «взрывные» удары, сделав основой мягкое, плавное, как бы «текучее» движение. Он же первым начал открыто преподавать тайцзи-цюань всем желающим.

В настоящее время известны пять основных стилей (направлений) тайцзи-цюань: чэнь, ян, у, сунь, ли и не менее двадцати мелких школ. В некоторых из них по-прежнему осваивают тайцзи-цюань как систему самозащиты без оружия, но в большинстве видят в нем лишь эффективное средство оздоровления.

Что касается школы «багуа-цюань», то первые мастера этого направления, имена которых дошли до наших дней, жили на рубеже XVIII — XIX веков. Самый известный из них — некий Дун Хан-чжуан, упоминаемый в 1810 году. Согласно преданию, у него было 72 ученика, которые распространили «багуа» по стране. В этой системе передвижение осуществляется внутри воображаемого круга, удары наносятся только раскрытой рукой (ребром ладони или ее основанием), любое движение рук предваряется движением ног и бедер. Наиболее известные связки приемов (формы) названы именами животных: дракона, змеи, журавля, ястреба и медведя.

О происхождении школы «синьи-цюань» известно еще меньше. Первые исторические сведения касаются И Лун-фэна (1637—1661), учившегося у неизвестного даосского монаха из монастыря на горе У-дан. В ней 12 основных комплексов упражнений (форм), которые тоже названы именами различных животных. Школа сохранила до наших дней ярко выраженную боевую направленность. Широко практикуется в КНР.