Различные стили

Движения в стиле дракона плавно переходили одно в другое без каких-либо разделений и остановок. Они якобы имитировали движения этого мифического существа, «блуждающего в небе и способного защищаться и нападать в восьми направлениях». Акцент делался на укрепление духа. Приемы в стиле тигра напоминали движения огромной кошки, яростно бросающейся на свою жертву. Считалось, что они способствуют укреплению костей. Стиль леопарда развивал силу мышц. Хотя этот зверь меньше тигра, он сильнее и гораздо быстрее его. Движения в стиле змеи были замедленными, но перемежались внезапными резкими ударами руками, которые словно жалили воображаемого противника. Здесь главное внимание обращалось на генерацию внутренней энергии. Стиль журавля благоприятствовал укреплению сухожилий, тренировал координированность движений и устойчивость. Шаолиньские наставники считали, что требуется не менее 3 лет упорной ежедневной практики, чтобы в совершенстве овладеть 15 «дао» этих пяти стилей. Только тогда новичок получал веревку (символ перехода на следующую ступень обучения), которой он опоясывался.

Закончив урок кэмпо, монахи ровно в полдень шли обедать в монастырскую столовую. Главное требование правил, установленных еще Бодхидхармой, заключалось в запрете алкоголя и мяса, замене их чаем, злаками. Основные продукты — рис, соя, кунжут, а также всевозможные коренья, плоды и травы, произрастающие в окрестных горах.
После трапезы монахам полагался один час для отдыха и личных дел. Обычно они спокойно прогуливались в той старой сосновой роще, которая некогда дала имя их монастырю, или искали прохлады у водопада. И снова возвращались на площадку для занятий кэмпо. Но теперь они делились на три группы: новичков, «опоясанных веревкой» и старших братьев.
Новички продолжали отрабатывать стойки, передвижения в стойках и приемы, входившие в «5 стилей и 170 действий».